Без труда человек становится пустым
местом, - говорят в народе. Важная воспитательная задача и школы, и семьи в том, чтобы чувство личного
достоинства, личной гордости каждого ребёнка основывалось на трудовом успехе.
Учебный включает в себя труд умственный и физический. Школьными
программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных
мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются
условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма,
взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
Общественно-полезный труд включает в себя такие виды
общественно полезной деятельности, как работа по оказанию помощи инвалидам и
ветеранам войны и труда, больным и престарелым; изготовление игрушек для
дошкольников; создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке;
восстановление исторических памятников.
Бытовой (самообслуживающий) труд направлен на удовлетворение бытовых
потребностей коллектива за счет личных
трудовых усилий.
Самообслуживающая деятельность учащихся в
школе включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям,
дежурство по школе, столовой, в раздевалке, уборку мусора на прилегающей к
школе территории. В процессе трудового обучения, общественно-полезного и
производительного труда учащиеся следят за порядком на рабочем месте, убирают
за собой после работы.
Производительный труд организуется руководителями школы,
органами самоуправления и общественными организациями. В него входит работа производственной бригады.
Желание
трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней
жизни. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что он не только объект любви и
внимания, но и член семьи, коллектива от которого тоже ждут помощи и что
его помощь нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует
настоящего человека.