2010 год
Вечер…За окном тихо падают лёгкие
снежинки. Едва различимый ветер лишь слегка шевелит верхушки деревьев. В доме
все спят. Кажется, сама жизнь замерла, притомившись от дневной суеты…
Я понимаю, что эта недвижность обманчива.
Мерное звучание шага часов постоянно напоминает о неумолимости времени. Помню, в детстве
постоянно торопила время: скорее бы закончить школу, скорее бы повзрослеть…
Казалось, дни огромны, годы ползут еле-еле. Смешно… сейчас время летит
стремительно, не остановить. Смешно и
грустно… хочется их придержать, да нет, не получается.
Какими были эти прошедшие годы? Какими
будут следующие? Много разного происходило в жизни: были удачи, случались и
промахи, наступало разочарование, сменяющееся радостью. Недавно девочка-пятиклассница попросила
ответить на вопросы анкеты. Среди прочих был такой: «Что вы считаете самым
главным делом своей жизни?» Я ответила: «Мои дети».
Мои дети – это прежде всего два родных
сыночка: Саша и Паша. Мои дети – это,
конечно, ученики, приходящие в мой класс на уроки русского языка и литературы.
Было бы неправдой утверждать, что
учительская судьба оказалась именно
такой, как я её представляла в юности. И всё-таки я счастлива, что выбрала
школу. Надеюсь, что и школа этим довольна. Что же позволяет мне считать себя счастливой?
Тонны проверенных тетрадей? Килограммы сданных отчётов? Педсоветы и семинары?
НЕТ. НЕТ. НЕТ. Детские глаза, смотрящие с надеждой и радостью, вопросы, свидетельствующие об интересе к
предмету, звучащее «спасибо» из уст учеников и их родителей – вот составляющие
моего счастья.
Когда-то
очень давно (30 лет прошло, а кажется, что это было вчера) я решила стать учителем. Хотя слово «решила» не совсем подходит в
данном случае. Ведь я не думала о других
профессиях, как будто они вообще не существовали. Но… сомневалась в своих
способностях к педагогике. С улыбкой вспоминаю свой приход в райком комсомола.
После моих слов: «Хочу проверить себя в школе, направьте меня вожатой», третий секретарь встал и пожал мне руку. И
закрутилось, завертелось… Желание проверить себя ушло на задний план, очень уж
понравилось неспокойное, но задорное вожатство. Думаю, что желание творить, не
успокаиваться на достигнутом – это всё моё пионерско-комсомольское прошлое.
Молодое, искромётное, искреннее…
Сейчас
учу детей своих пионеров. Они (кто с удивлением, кто с восхищением)
пересказывают воспоминания своих родителей о моём вожатстве. А я думаю: нет, не
зря всё это было. Видимо, несмотря на юность (а начинала я в 17 лет), сумела
найти путь-дорогу к сердцам детей.
Единственный грустный факт моего прошлого,
который аукается в настоящем, это история моего отчества. Почему моему первому
директору показалось моё отчество неблагозвучным? Сейчас, наверное, она сама бы
не ответила на этот вопрос. Но факт остаётся фактом. По её просьбе и с
разрешения папы я стала Михайловной. Кому-то это, возможно, покажется странным
и несуразным, но так уж случилось. Я была молода, директор настойчива…
Но у меня нет обиды. Я всегда была оптимисткой. Девизом моей жизни
являются слова Хененрика Ягодзиньского, польского сатирика: «Дважды два уже
четыре, а будет ещё лучше». Считаю, что почти
всё в жизни зависит от самого человека, от его усилий. «Мир,- говорил историк
Франсуа Гизо,- принадлежит оптимистам, а пессимисты в нём всего лишь зрители». Надо радоваться каждому дню,
даже неудачному. Не получилось?
Значит, есть повод подумать и нет возможности
для самоуспокоения. Надо ценить то, что уже у нас есть. Ведь счастье не зависит
от богатства, власти, популярности. Счастье – это собственное мироощущение. Этому
учу и детей.
Мой любимый фильм –
двухсерийная лента Д. Астрахана «Всё будет хорошо». Основная мысль фильма та
же, что и в словах Дж.П.Моргана: «Иди до самого
горизонта. Дойдёшь – откроется новый». Если хочешь
добиться успеха – мечтай. И чем выше будет твоя мечта, тем выше будут твои
успехи. Думаю, главное в моей работе не просто учить правилам, а учить своих
воспитанников строить жизнь так, чтобы дорога, по которой они идут, непременно
приводила к исполнению мечты.
Идти по этой дороге мне помогает
творчество. Не могу проводить однообразные уроки. Каждый день пытаюсь найти
что-то новое, интересное. Всё делаю для того, чтобы глаза детей открывались от
удивления. Удивятся, значит запомнят, захотят
узнать больше, сами начнут творить.
Конечно, мир неидеален. Случаются неудачи,
даже провалы. Но разве это повод отчаиваться? Неидеальна я, неидеальны окружающие. Это понимание помогает мне принять мир, людей (взрослых и
детей) такими, какие они есть.
Разве
кто- то другой знает про меня всё? Знает, какой мне надлежит быть?
Конечно, нет. Так почему же я должна иметь право указывать другим, как жить? Разве
профессия педагога даёт на это право? Некоторые считают «да», они уверенны, что
лучше знают всё про других. Я не согласна. Такое отношение к детям, к любому
человеку считаю профессиональным заболеванием в учительской профессии. Думаю,
что могу лишь высказать своё мнение по поводу, а решение каждый принимает за
себя. Это правила русского языка для всех одинаковы, и заучивание их требую неукоснительно,
а всё остальное… Мир этим и прекрасен,
что в нём множество красок. Дети чудесны, потому что неодинаковы.
Дети... Завтра я снова встречусь с вами.
Мы будем вместе искать ответы на головоломные вопросы. Может, способы решения,
которые мы найдём вместе, помогут вам и во взрослой жизни…