Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Свердловской области«Институт развития образования»
профессионального образования Свердловской области«Институт развития образования»
(ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
Электронный курс
дистанционного обучения (ЭКДО)
СДО ИРО Elearning Server 4G
дистанционного обучения (ЭКДО)
СДО ИРО Elearning Server 4G
для реализации в курсе русского языка 6 класса
«Грамотей. Часть 1» (8 часов)
«Грамотей. Часть 2» (8 часов)
Автор – разработчик ДО-курса:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 15
города Каменска – Уральского
Муфазалова И. М. (высшая кв. категория).
Екатеринбург
2015
Аннотация ЭКДО для реализации в курсе русского языка 6 класса «Грамотей. Часть 1»
Автор – разработчик курса: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 15 города Каменска – Уральского Муфазалова И.М. (высшая кв. категория).
Электронный курс дистанционного обучения создан как дистанционная часть реализации учебного курса «Русский язык, 6 класс» (из 6 уроков в неделю обучающиеся 5 уроков учатся очно, 1 урок - дистанционно). Объем учебных часов в 1 четверти всего 47, из них дистанционно в данном курсе – 8, во второй четверти уроков всего 48, дистанционных 8.
Темы
Часть 1
Тема 1. Морфемика. Морфемный разбор. Повторение изученного в 5 классе (1 час).
Тема 2. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения Повторение изученного в 5 классе (1 час).
Тема 3. Р.Р. Текст (1 час).
Тема 4. Общеупотребительные и профессиональные слова (1 час).
Тема 5. Устаревшие слова (1 час).
Тема 6. Повторение изученного по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи». (1 час).
Тема 7. Р.Р. Описание помещения (1 час).
Тема 8. Чередующиеся гласные в корне слова (1 час).
Часть 2
Тема 1. Чередующиеся гласные в корне слова – 2 (1 час).
Тема 2. Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. (1 час).
Тема 3. Сложносокращённые слова (1 час).
Тема 4 Повторение изученного по теме «Словообразование и
орфография. Культура речи». (1 час).
Тема 5.Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
(1 час).
Тема 6. Род несклоняемых существительных(1 час).
Тема 7. НЕ с существительными. (1 час).
Тема 8. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
(1 час).
Содержание
Электронный курс дистанционного обучения «Грамотей. Часть 1» как дистанционная часть учебного курса «Русский язык, 6 класс» (уроки 1 четверти): описание, структура, технологическая карта курса
|
5
|
Занятия как основные учебные единицы ЭКДО (описание занятий)
|
10
|
Организация контроля: тестовые задания, практические работы
|
14
|
Методические рекомендации для педагогов по сопровождению курса
|
17
|
Описание возможных рисков и компенсационных мер по их
устранению
|
19
|
Библиографический список
|
20
|
Словарь основных терминов и понятий
|
22
|
1. Электронный курс дистанционного обучения «Грамотей. Часть 1. Часть 2» как дистанционная часть учебного курса «Русский язык, 6 класс» (уроки 1-2 четверти): описание, структура, технологическая карта курса.
Электронный курс дистанционного обучения создан как дистанционная часть реализации учебного курса «Русский язык, 6 класс» (из 6 уроков в неделю обучающиеся 5 уроков учатся очно, 1 урок - дистанционно). Всего в курсе 6 класса 210 часов, из них 35 дистанционных. В 1 часть данного курса вошли уроки, изучаемые в 1-2 четверти. Объем учебных часов в 1 четверти всего 47, из них дистанционно в данном курсе - 8, во второй четверти уроков всего 48, дистанционных 8.
За основу разработки курса взяты требования ФГОС. Фундаментальное ядро общего образования определяет, что «в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом».
В содержание Фундаментального ядра включены такие вопросы:
« Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Тексты устные и письменные.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Овладение различными видами чтения.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли; основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка.
Информационная переработка текста.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, профессиональные разновидности).
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Овладение различными видами чтения.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли; основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка.
Информационная переработка текста.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, профессиональные разновидности).
Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов.
Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Морфологические и синтаксические свойства каждой части речи.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные).
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический».
Таким образом, видно, что изучаемые темы курса актуальны.
При изучении русского языка всегда есть школьники, которые быстро и эффективно усваивают любой материал, им достаточно малого времени для усвоения новых знаний. В то же время есть школьники, которые в этих же ситуациях, наоборот, испытывают значительные трудности. Данный курс помогает создать такие условия обучения, которые помогают обеспечить психологический комфорт и максимальное развитие интеллектуальных и личностных возможностей. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к дистанционным занятиям должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь, а значит, повышать эффективность очных уроков.
Цели курса:
1) пробуждение у учащихся интереса к изучению русского языка путём введения в процесс обучения новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства;
2) стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателем;
3) постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному: креативному.
Задачи:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация деятельности школьников в дистанционном режиме основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой.
Современное образование требует от человека все большего проявления самоорганизации, самостоятельности.
Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности.
В данном курсе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
В соответствии с ФГОС ООО данный курс направлен на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлого и настоящего многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
навыки смыслового чтения;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Общая картина курса в системе всех уроков 1 полугодия выглядит следующим образом (жёлтым цветом выделены дистанционные уроки):
№ урока п\п
|
№ урока темы
| |
1 четверть
| ||
1
|
1
|
Русский язык – один из развитых языков мира.
|
Повторение изученного в V классе.
| ||
2
|
1
|
Фонетика, орфография, графика. Основные выразительные средства фонетики.
|
3
|
2
|
Фонетический разбор слова. Орфография.
|
4
|
3
|
Орфограммы в суффиксах слов.
|
5
|
4
|
ДО Морфемы в слове. Морфемный разбор.
|
6
|
5
|
Орфограммы в приставках и корнях слов.
|
7
|
6
|
Части речи.
|
8
|
7
|
Морфологический разбор слов.
|
9
|
8
|
Орфограммы в окончаниях слов.
|
10
|
9
|
Словосочетание.
|
11
|
10
|
ДО Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
|
12
|
11
|
Сложное предложение.
|
13
|
12
|
Запятые в сложном предложении.
|
14
|
13
|
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
|
15
|
14
|
Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
|
16
|
15
|
Диалог.
|
17
|
16
|
ДО Р.р. Текст.
|
18
|
17
|
Р.р. Официально-деловой стиль речи.
|
19
|
18
|
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в Vклассе».
|
20
|
19
|
Работа над ошибками.
|
Лексика. Фразеология. Культура речи.
| ||
21
|
1
|
Повторение изученного в V классе.
|
22
|
2
|
Р.р. Сбор и анализ материалов к сочинению.
|
23
|
3
|
ДО Общеупотребительные слова. Профессионализмы.
|
24
|
4
|
Р.р. Устное сочинение-описание картины А.М.Герасимова «После дождя».
|
25
|
5
|
Диалектизмы.
|
26
|
6
|
Р.р. Сжатое изложение (упражнение №75).
|
27
|
7
|
Р.р. Написание сжатого изложения.
|
28
|
8
|
Жаргонизмы. Основные лексические нормы СРЛЯ.
|
29
|
9
|
ДО Устаревшие слова.
|
30
|
10
|
Новые слова (неологизмы).
|
31
|
11
|
Исконно русские и заимствованные слова.
|
32
|
12
|
Фразеологизмы. Пословицы, поговорки.
|
33
|
13
|
Источники фразеологизмов.
|
34
|
14
|
Использование фразеологизмов в речи.
|
35
|
15
|
ДО Повторение изученного по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи».
|
36
|
16
|
Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи».
|
37
|
17
|
Работа над ошибками.
|
Словообразование и орфография. Культура речи.
| ||
38
|
1
|
Повторение изученного в V классе.
|
39
|
2
|
Повторение изученного в V классе.
|
40
|
3
|
Способы образования слов в русском языке.
|
41
|
4
|
ДО Р.р. Описание помещения.
|
42
|
5
|
Р.р. Написание сочинения.
|
43
|
6
|
Способы образования слов в русском языке.
|
44
|
7
|
Способы образования слов в русском языке.
|
45
|
8
|
Этимология и этимологический разбор слов. Этимологические словари.
|
46
|
9
|
Р.р. Систематизация материалов к сочинению.
|
47
|
10
|
ДО Чередующиеся гласные в корне слова
|
2 четверть
| ||
46-47
|
9-11
|
Буквы О и А в корне – КОС -, -КАС-.
|
48
|
12
|
Буквы О и А в корне – ГОР - ГАР- .
|
49
|
13
|
ДО Чередующиеся гласные в корне слова
|
51
|
16
|
Буквы И и Ы после приставок.
|
52
|
17
|
Буквы И и Ы после приставок.
|
53
|
18
|
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
|
54
|
19
|
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
|
55
|
20
|
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
|
56
|
21
|
ДО Правописание приставок
|
57
|
22
|
Р.р. Выборочное изложение-описание помещения с изменением лица.
|
58
|
23
|
Р.р. Написание изложения.
|
59
|
24
|
Соединительные О и Е в сложных словах.
|
60
|
25
|
Морфемный разбор слова.
|
61
|
26
|
Р.р. Подготовка к сочинению-описанию изображенного на картине Т.Н. Яблонской «Утро».
|
62
|
27
|
ДО Сложносокращенные слова.
|
63
|
28
|
Р.р. Написание сочинения-описания изображенного на картине Т.Н. Яблонской «Утро».
|
64
|
29
|
Словообразовательный разбор слова
|
65-66
|
30-31
|
Р.р. Анализ текста
|
67
|
32
|
Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография. Культура речи».
|
68
|
33
|
ДО Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография. Культура речи».
|
69
|
34
|
Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография. Культура речи».
|
70
|
35
|
Работа над ошибками
|
71-72
|
36-37
|
Р.р. Составление письма другу
|
Морфология. Орфография. Культура речи.
| ||
73
|
1
|
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
|
74
|
2
|
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
|
75
|
3
|
Разносклоняемые имена существительные.
|
76
|
4
|
Буква Е в суффиксе –ЕН- в существительных на –МЯ-.
|
77
|
5
|
Р.р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.
|
78
|
7
|
Несклоняемые имена существительные.
|
79
|
8
|
Род несклоняемых существительных.
|
80
|
9
|
Род несклоняемых существительных.
|
81
|
10
|
Имена существительные общего рода.
|
82
|
11
|
Морфологический разбор имени существительного.
|
83
|
12
|
Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям.
|
84
|
13
|
Р.р. Написание сочинения - описания по личным впечатлениям.
|
85
|
14
|
НЕ с существительными.
|
86
|
15
|
ДО Правописание НЕ с существитеными
|
87
|
16
|
Буквы Ч и O в суффиксе –ЧИК-(-ЩИК-) .
|
88
|
17
|
Гласные в суффиксах –ЕК-, (-ИК-).
|
89
|
18
|
Повторение по теме «Морфология. Орфография. Культура речи».
|
90
|
19
|
Контрольная работа за 1полугодие
|
91
|
20
|
Работа над ошибками
|
92
|
22
|
ДО Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
|
93
|
23
|
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
|
Имя прилагательное.
| ||
94
|
1
|
Повторение изученного в V классе
|
95
|
2
|
Повторение изученного в V классе
|
2. Занятия как основные учебные единицы ЭКДО (описание занятий)
Основными учебными единицами курса являются занятия. Карта курса выглядит следующим образом:
Темы уроков
|
Основное содержание
|
План работы
|
Урок 1
Морфемы в слове.
Морфемный разбор.
|
Понимание необходимости знания морфемного состава слова.
Интересные факты о суффиксах и приставках.
Отработка умения выделять морфемы.
|
1. Познакомиться с презентацией "Морфемика".
2. Выполнить электронные задания "Корень", "Приставка", "Суффикс", "Окончание".
4. Выполнить практическую работу.
|
Урок 2
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
|
Грамматические основы, отличие простых предложений от сложных.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, запятые при обращении, однородных членах)
|
1. Проверить свои умения в определении основ предложения.
2. Вспомнить теоретический материал о строении предложения, о знаках препинания в простом предложении.
3. Выполнить интерактивные задания по теме.
4. Выполнить тест по теме.
|
Урок 3
Р.р. Текст.
|
Отличительные признаки текста.
Тема и основная мысль текста. Микротема.
Лексические и грамматические способы связи предложений в тексте.
|
1. Посмотреть и послушатьпрезентацию "Текст".
2. Выполнить практическую работу.
3. Выполнить тест по теме.
|
Урок 4
Общеупотребительные слова. Профессионализмы.
|
Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении.
Профессионализмы. Термины.
Способы образования профессиональных слов.
|
1. Познакомиться с презентацией «Общеупотребительные и специальные слова».
2. Изучить способы образования профессиональных слов.
3. Ответить на вопросы теста.
4. Принять участие в форуме.
|
Урок 5
Устаревшие слова.
|
Отличие историзмов от архаизмов.
|
1. Посмотреть видеоурок, познакомиться с устаревшими словами.
2. Посмотреть и послушать презентацию «Историзмы и архаизмы».
3. Посмотреть диафильм по теме.
4. Выполнить практическую работу.
|
Урок 6
Повторение изученного по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи».
|
Лексика и лексическое значение слова. Неологизмы. Фразеологизмы.
Синонимы. Омонимы. Диалектизмы. Заимствованные слова.
|
1. Проверить свои знания и умения в выполнении заданий по изученной теме.
2. Выполнить интерактивные задание.
3. Познакомиться со словарём ограниченных в употреблении слов.
4. Ответить на вопросы теста.
|
Урок 7
Р.р. Описание помещения.
|
Интерьер.
Деловое и художественное описание. Способы выражения отношения к интерьеру (фигура умолчания, оксюморон).
|
1. Изучить материалы презентации
2. Посетить виртуальную экскурсию
3. Подготовить материалы к сочинению.
|
Урок 8
Чередующиеся гласные в корне слова
|
Чередование гласных в корне слова.
|
1. Повторить изученный материал в 5 классе по теме
2. Выучить новые правила
|
2 четверть
| ||
Урок 1
|
Чередование гласных в корне слова.
|
Пройти Квест
1. Спасти человечка от гибели: отгадать слова.
2. Постараться заработать миллион, правильно ответив на вопросы викторины.
3. Собрать пазлы, правильно поставив пропущенную букву.
О своих подвигах пишем в письме учителю.
|
Урок 2
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-
|
Основные способы образования слов.
Чередование гласных в приставках.
|
1. Познакомиться с теоретическим материалом о правописании приставок ПРЕ-/ПРИ-
2. Поработать на тренажёре
3. Выполнить тест
|
Урок 3
Сложносокра-щённые слова
|
Основные способы образования слов.
|
1. Выполнить задание на повторение способов словообразования.
2. Познакомься с теоретическим материалом о сложносокращённых словах.
3. Потренироваться в правописании сложносокращённых слов.
4. Выполнить практическую работу.
|
Урок 4
Повторение темы «Словообразование и орфография. Культура речи»
|
Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основные способы образования слов.
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический».
|
1. Вспомнить правила написания приставок
2. Повторить правила о чередующихся гласных
3. Обобщить материал о способах образования слов
|
Урок 5
Имя существитель-ное. Повторение изученного в 5 классе
|
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Морфологические и синтаксические свойства существительного.
|
1. Повторить правила орфографии, исправить ошибки в предложенной статье.
2. Повторить правило написания окончаний существительных.
3. Распределить слова по наличию Ь на конце существительных.
|
Урок 6
Род несклоняемых существитель-ных
|
Морфологические и синтаксические свойства существительного.
|
1. Познакомиться с правилом определения рода несклоняемых существительных.
2. Выполнить тест.
|
Урок 7
Правописание НЕ существитель-ными
|
Орфография.
|
1. Просмотреть и прослушать видеоурок.
2. Проанализировать таблицу.
3. Выполнить тест с самопроверкой.
|
Урок 8
Правописание О – Ё после шипящих в суффиксах существительных.
|
Орфография.
|
1. Просмотреть и прослушать видеоурок.
2. Выполнить контрольный тест.
|
Для курса был придуман смайл Рус, помощник преподавателя, который проводит занятия и предлагает задания. У него есть приятель Кош, упоминающий и брата Кошара. Эти герои придают урокам занимательности, добавляют им диалогичности.
Каждое занятие создано в определенной логике: изучение теоретического материала, закрепление с помощью разнообразных заданий, самоконтроль, контроль, рефлексия.
Теоретический материал представлен в виде небольших лаконичных лекций и презентаций:
Видеоуроки использованы как с сайта http://interneturok.ru/ru, так и с других ресурсов. Важно, что материалы излагаются доступно, с учетом возрастных особенностей:
3. Организация контроля: тестовые задания, практические работы.
С целью организации контроля используются разные приемы и методы.
Для выявления уровня понимания материала, проявления аналитических умений учащиеся получают задания, свои ответы они направляют учителю на проверку:
На основании требований ФГОС большое значение отведено самооценке и самоконтролю. Так, например, в уроке 2 «Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении» обучающимся предложена работа с материалами ФЦИОР (http://fcior.edu.ru). Такая работа позволяет эффективно организовать практическую работу и самоконтроль:
Контроль осуществляется и с помощью тестов, составленных по ключевым разделам курса:
Средства электронного контроля знаний повышают объективность и независимость оценок. Наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера и средств коммуникаций.
Кроме того, для контроля, самооценки и рефлексии используются разнообразные задания с использованием возможностей форума в сервисах СДО: предлагается создание синквейна, что эффективно формирует критическое мышление.
Для выявления уровня приращения понимания материала, овладения универсальными учебными действиями, рефлексии используются входные и выходные анкеты (формы на дискеGoogle).
Следует отметить, что существенную роль играет таблица продвижения по курсу, в которой обучающиеся могут и видеть результаты своего труда, и планировать свою деятельность дальше.
Курс завершается итоговой рефлексией при заполнении выходной анкеты (в конце учебного года после изучения всех 4 частей).
4. Методические рекомендации для педагогов по сопровождению курса
Дистанционное обучение требует от учеников готовности ответственно заниматься без лишних напоминаний со стороны преподавателя. В результате формируются морально-волевые качества, крайне необходимые для успешной жизни и работы в современном мире, ускоряется процесс познания новых технологий. Но нельзя оставлять ученика один на один с таким обучением. Требуется высокопрофессиональная координация со стороны педагога.
В ходе виртуального общения ведущий учитель должен не просто поддерживать контакт с обучающимися, но и стимулировать их деятельность одобрением, положительным настроем, создавая мотивацию для успешного прохождения курса.
К работе над курсом могут быть так же привлечены родители учащихся для выполнения поисковых заданий. Так, например, указано в практической работе к уроку «Устаревшие слова».
Дистанционное образование позволяет учащимся получить доступ к широкому списку учебных материалов и литературы (электронные и бумажные учебно-методические материалы, задания для самостоятельной работы). Учебные материалы могут быть доступными 24 часа в день, 7 дней в неделю. Но в случае со школьниками лучше ограничивать время работы, например, указать последний день выполнения заданий урока (так как обучение в данном курсе является частью очного и школьники должны прийти на следующий урок в школу, зная материал предыдущего)
Для успешной реализации дистанционного курса педагогические работники образовательных учреждений должны обладать технологическими умениями:
- умение работать на ПК в качестве пользователя;
- знание текстовых редакторов;
- умение пользоваться электронной почтой;
- умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т. п.);
- умение эффективно использовать возможности информационной системы дистанционного обучения как основного инструмента организации обучения с использованием ДОТ;
- ведение электронного документооборота.
5. Описание возможных рисков и компенсационных мер по их устранению
№ п/п
|
Риски
|
Компенсационные меры
|
1.
|
Для некоторых учеников сложно осваивать систему, они недостаточно понимают правила игры, установленные для такой деятельности (какова система контрольных, практических заданий, каков их объем и трудоемкость, как контролируется и оценивается преподавателем данного курса и т.д.);
|
Работа координатора дистанционного обучения, консультации преподавателя.
|
Отсутствие дома компьютера или выхода в Интернет;
|
Эффективное использование ресурсов школы.
| |
Платность обучения
|
Оплата за счет внебюджетных средств
| |
Низкая ИКТ компетентность педагогов
|
Предварительная курсовая подготовка по ИКТ
|
6. Библиографический список
По организации дистанционного обучения:
1. Волкова И.А., Сероштанова Н.Ю., Тюгаева Е.В., Шпарута Н.В. «Современные сервисы Веб 2.0 в педагогической практике: учебно-методическое пособие». – Екатеринбург: ИРО, 2013.
2. Джалиашвили З.О. Организация системы дистанционного образования. Элитариум: центр дистанционного образования. http://www.elitarium.ru/2006/03/24/organizacija_sistemy_distancionnogo_obrazovanija.html
3. Монахов Н.В. Эволюция дистанционного образования. Школьные технологии. – 2003. – № 2.
4. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / В.И. Овсянников, В.П. Кашицин – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
5. Долинер Л.И. Учебное пособие «Разработка электронного курса дистанционного обучения (на базе системы дистанционного обучения eLearning Server 4G)». – Екатеринбург: ИРО, 2013.
6. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть?http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
7. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
8. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты.http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm
По изучению вопросов русского языка:
1. Амелина, Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
2. Бархударов, С. Г. Правила русской орфографии и пунктуации /
С. Г. Бархударов. – Тула: Авторгаф, 1995.
3. Бахмутова, Е. А. Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология: учебное пособие / Е. А. Бахмутова, – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1967.
4. Введенская, Л. А. Этимология: учебное пособие / Л. В. Введенская, Н. П. Колесников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
5. Жуков А. В. Лексико-фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ: Астрель, 2010.
6. Журавлева, Л. И. Русский язык в алгоритмах. Орфография: учебное пособие для учащихся 5–7 классов / Л. И. Журавлева. – Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004.
7. Кучеренко, О. Г. Тренинг грамотности, или Русская орфография и пунктуация в таблицах и упражнениях / О. Г. Кучеренко, И. А. Кондратьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
8. Панова, Е. А. Русский язык: учебно-справочное пособие / Е. А. Панова, А. А. Позднякова. – М.: АСТ [и др.], 2010.
Электронные ресурсы:
1. Видеотьютер по русскому языку. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/18-morfevika.html
2. Домашняя школа InternetUrok.ru http://www.youtube.com/watch?v=o5txwxak1oI
3. Русский на 5. http://russkiy-na-5.ru/articles/158
6. YouTube http://www.youtube.com/